Аппарель
Завершился фестиваль инклюзивных практик

Завершился фестиваль инклюзивных практик

Торжественное награждение победителей Фестиваля инклюзивных практик, который проводится для выявления и распространения лучших практик и технологий в области инклюзивного образования, состоялось в московской гостинице «Космос» 18 апреля 2018 года. Фестиваль проходил в рамках проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», а организовали его Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» (г. Москва) и Ассоциация инклюзивных школ. 

Фестиваль инклюзивных практик проводится уже второй раз, в нем участвуют 16 регионов России. Об интересе к нему свидетельствует такой факт: если в прошлом году 80 общеобразовательных школ подали заявки на участие, то в этом году было получено уже более 120 заявок от образовательных учреждений. Лучшие педагоги школ, где успешно реализуются программы инклюзии, приехали представлять свои практики в Москву. Главным критерием отбора послужила возможность транслировать их, передавать опыт коллегам из других регионов. По итогам фестиваля планируется издание брошюры, в которой будут собраны самые интересные практики. Любой учитель сможет познакомиться с копилкой этого ценного опыта и присоединиться к профессиональному сообществу педагогов, работающих в инклюзии.

От калининградской Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель» в московском финальном этапе Фестиваля приняла участие Стрильчук Вероника Петровна, победитель его регионального этапа, представившая свою авторскую разработку «ПростоПрофи!» по проведению инклюзивных профессионально - ориентированных занятий со слепоглухими детьми. Всего же на областном фестивале, прошедшем 30 марта 2018 года в Калининградской школе №28, были представлены 20 как индивидуальных, так и коллективных разработок, направленных на инклюзивное образования, развитие и воспитание детей, имеющих и не имеющих инвалидность.

«Нет готового рецепта для инклюзии, каждый раз мы экспериментируем, пробуем, подбираем и разрабатываем программу для каждого ребенка с инвалидностью, исходя из его особенностей», – так говорили многие участники. Это непростая задача – найти индивидуальный подход для конкретного ученика с инвалидностью, поскольку то, что получилось с одним ребёнком, не годится для другого. Педагоги используют самые разные наработки – дидактические игры, занятия адаптивной физкультурой с учетом особенностей здоровья детей, волонтерские программы.

«Успешным итогом фестиваля можно назвать динамику развития инклюзивного образования, – считает член жюри фестиваля, руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы Любовь Олтаржевская.

– Еще недавно мы знали, что инклюзивное образование вошло в законодательные акты и что дети с инвалидностью получили право на учебу в общеобразовательных школах, но как это осуществить в конкретной школе? Сегодня мы уже наблюдаем обмен эффективными практиками, и это только начало. У педагогов должна быть избыточность набора методик, широкий выбор ресурсов, позволяющих составить образовательный маршрут для каждого ребенка».

В этом году Фестиваль получил помощь от Ассоциации инклюзивных школ. Ее представители оказали экспертную поддержку, помогли определиться с лучшими конкурсантами на этапе отбора. Эксперт Ассоциации Ольга Егупова считает фестиваль важным инструментом для привлечения новых участников – только так инклюзивное образование в стране будет набирать обороты.

«Закон об образовании позволяет педагогам быть самостоятельными в выборе методов работы, которые они считают правильными, главное — соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, – говорит она. –   Их опыт уникален: с одной стороны, он складывается из множества уже существующих технологий, испытанных мировым педагогическим сообществом, и с другой – «выкраивается» очень индивидуально для каждого ребенка».

Калининградский этап Фестиваля выявил трех победителей

1 авторская разработка «ПростоПрофи!» Стрильчук Вероники Петровны – дефектолога Школы №28 Калининграда

2 Методическая разработка «Совместная деятельность коллектива МАДОУ д/с №10 и родителей для наиболее эффективной реализации адаптированной образовательной программы каждого ребенка с ОВЗ и его социализация в инклюзивной группе» Баркан Светлана Николаевна, Володченкова Марта Сергеевна, Афанасьева Светлана Львовна, Романец Анастасия Андреевна, Давыдова Мария Вячеславовна, Брыкина Мария Васильевна – школа №10 Калининграда

3 Методическая разработка «Особенности обучения грамоте детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» Левицкой Натальи Викторовны, школа поселка Донское Светлогорского района.

 

Жюри финального «московского» этапа фестиваля определило победителей в четырех номинациях. Лучшей инклюзивной практикой в дошкольном образовании была признана работа МБДОУ «Детский сад № 268 комбинированного вида» города Красноярска, в номинации «Лучшая инклюзивный практика в области начального образования» победила практика «Средней общеобразовательной школы №88 с углублённым изучением отдельных предметов» города Воронеж. Победа в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области среднего и общего образования» досталась «Средней школе №14» города Петрозаводска (Республика Карелия), а в номинации «Лучшая инклюзивная практика в области дополнительного образования» победил МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района» города Улан-Удэ (Республика Бурятия).

«В проект я попала, можно сказать, случайно: у подруги ребенок с инвалидностью, и она со своей родительской организацией пыталась открыть ресурсный класс, -- рассказала о своей работе Людмила Горчакова, педагог-психолог воронежской школы № 88. – Подключила и меня, и я по-настоящему загорелась! В классе, где восемь детей с РАС, мы организовали волонтерский отряд для сопровождения их в учебе, ребята помогают своим товарищам и неплохо справляются. Стараюсь доказать, что   дети с РАС почти ничем не отличаются от обычных учеников, приглашаю их родителей на собрания, чтобы они рассказывали о них другим родителям. Если сначала еще сквозила настороженность по отношению к инклюзии, то теперь, по итогам опроса, на сто анкет только три – с отрицательным отношением к ней».

«Я увидела очень интересные работы, – подвела итог фестиваля председатель РООИ «Перспектива» Денис Роза. 

– Помню, как в 2005 году мы присоединились к тогда еще небольшому движению инклюзии, которое начинало развиваться в Москве. Теперь оно выросло и стало огромным, всероссийским, и это показывает успехи не только нашей работы, но и наших замечательных коллег и партнеров – педагогов, чиновников образования в разных регионах, работников Министерства образования. Очень важно, что не одни мы продвигаем идею инклюзии. Те, кто приехал на фестиваль – это настоящие энтузиасты, показывающие прекрасный пример другим».

В заключении церемонии награждения перед участниками фестиваля выступили ребята с инвалидностью 

– они исполнили эксцентричный танец, песню на жестовом языке. Настоящий восторг и овации вызвал 11-летний талантливый музыкант Даниил Шипунов с синдромом Дауна

– воспитанник Колледжа малого бизнеса №4. Он сыграл на фортепиано сложнейшие произведения мировой классики. Инклюзивное образование способно творить чудеса.

Завершающим днем Фестиваля стал четверг, 19 апреля. Все участники Фестиваля приняли участие в кластере «Инклюзивное образование» Московского Международного Салона Образования на ВДНХ. 4 победителя представили свои разработки коллегам и посетителям выставки, одного из крупнейших событий для специалистов в области образования. Иностранные эксперты из Латвии и Финляндии, которые накануне были в составе жюри Фестиваля, также приветствовали участников ММСО и поделились своими впечатлениями, высоко оценив уровень представленных работ.

КРО АМИ «Аппарель» благодарит за поддержку прошедшего в Калининградской области регионального этапа Фестиваля:

– школу № 28 Калининграда и лично её директора Ерохина Александра Валерьевича - Центр диагностики и консультирования детей и подростков Калининграда и лично её директора Васильева Вадима Владимировича

– министерство образования Калининградской области и лично её начальника отдела специального образования Барковскую Ларису Юрьевну

– РООИ «Перспектива» (г. Москва) и лично её Председателя Роза Денис Мишель.


Опрос
Хотите помочь?
Вы можете сделать разовый взнос или помогать периодически (ежеквартально, ежемесячно).

Нам важна любая сумма: и 300 и 100 и 50 рублей будут приняты с благодарностью. Но если у Вас есть возможность внести большую сумму – скажите Да!