«Совместное обучение школьников имеющих и не имеющих инвалидность – Современно. Полезно. Законно» - тема круглого стола, прошедшего в Калининградском региональном Центре диагностики и консультирования детей и подростков. Инициатором мероприятия выступила «Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», реализующая цикл небольших проектов и конкретных действий по продвижению идеи совместного образования школьников имеющих и не имеющих инвалидность.
В состав участников круглого стола вошли представители регионального Министерства образования, специальных детских учреждений (коррекционных, лечебно-профилактических, консультационно-диагностических, образовательных), родители детей-инвалидов, активисты общественных организаций инвалидов. Для всех собравшихся заявленная тема– ежедневное направление работы, причина поиска новых решений и подходов.
Открывая работу круглого стола, директор Центра диагностики и консультирования детей и подростков В. П. Стаховская отметила широкие положительные изменения в образовании школьников-инвалидов, рассказала о работе Центра по содействию таким детям и их семьям. Заместитель регионального министра образования М. И. Короткевич проинформировала собравшихся об основных направлениях работы министерства по повышению уровня образования и качества образовательных услуг, предоставляемых школьникам с инвалидностью. Другие присутствующие представители административных и региональных «бюджетных» структур в своих выступлениях также акцентировали внимание собравшихся на предоставляемых ими услугах и достигнутых положительных результатах помощи таким детям и их семьям.
«Аппарельцы»рассказали о текущей деятельности организации по реализации права инвалидов на образование, представили на всеобщее обсуждение те проблемы, с которыми сталкиваются родители школьников-инвалидов при получении образования. Основные тезисы выступлений «аппарельцев»: любому школьнику важно не только получить качественные знания, но и приобрести навыки общения и взаимодействия (дружба, межличностные отношения, « и т.д.); отсутствие коммуникативных аспектов обучения у школьников-инвалидов, получающих «надомное образование» значительно затрудняет или делает невозможной их последующую самостоятельную жизнь; обучающиеся в специальных учебных заведениях школьники-инвалиды видят лишь «селе подобных», смутно представляют реалии жизни вне стен учреждения, зачастую остаются на всю жизнь опекаемыми иждивенцами ; трудности полноценной интеграции, ограничение жизненного пространства стенами своего жилища и узкий круг общения – итог физических и психологических барьеров; архитектурная недоступность общеобразовательных учреждений, психологическая неготовность педагогов, обычных школьников и их родителей к появлению в классах учеников-инвалидов серьезно ограничивает последних в получении полноценного и качественного образования.
В итоге открытого и заинтересованного обсуждения заявленной темы, все участники круглого стола были единодушны во мнении: «школьная среда», совместное обучение, равноправное участие во внутриклассных, общешкольных и внешкольных мероприятиях полезны для школьников и имеющих и не имеющих инвалидность. Совместное обучение школьников вне зависимости от состояния их здоровья –современно, полезно, законно.