08 ноября в калининградской газете «39 регион» (№32) вышла статья «Недоступная среда». Газета выходит тиражом 29000 экземпляров и поэтому имеет широкий круг читателей. Ниже приводится текст этой статьи с некоторыми сокращениями.
«В среду, в последний день октября, очередное двухчасовое заседание общественного совета при мэре было посвящено… среде. Нет, не третьему дню семидневки — общественность озаботилась созданием доступной среды для людей с ограниченной мобильностью.
Про доступную среду для инвалидов планировали поговорить с момента образования совета. Два месяца ушло на рождение и утверждение положения, регламента и прочие организационные моменты. Пока собрались обсуждать, подоспел Международный день инвалида. Россия (и Калининград в том числе), как и весь мир, отмечает этот день повышенным вниманием к людям с ограниченными физическими возможностями. В городе стартует традиционный месячник.
По информации пресс-службы мэрии, в Калининграде живут более 40 тыс. таких человек, из них 1 200 детей. Если приплюсовать родственников, включенных в водоворот проблемы, получится чуть ли не половина городского населения. Задача чиновников — к запланированной дате формально отчитаться о проделанной работе.
В распространённом накануне пресс-релизе мэрии перечисляются исключительно успехи. Главное достижение — долгосрочная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Калининграде», направленная на повышение комфортности города для людей с ограниченными возможностями. Существует список из 650 объектов, требующих переоборудования или реконструкции — для того, чтобы маломобильные калининградцы могли ими пользоваться. Специалисты районных администраций города обследуют жилые дома на наличие пандусов и поручней, рапортуют чиновники. Практически все крупные сетевые предприятия торговли имеют специальные въезды, чего нельзя сказать о небольших магазинах. В зданиях администрации Московского района и управления социальной поддержки населения установлены пандусы на общую сумму более 400 тыс. рублей. За три года в Калининграде появились 15 усовершенствованных устройств звуковой сигнализации, которые помогают слепым и слабовидящим пешеходам. Сейчас на улицах города работают десять низкопольных транспортных средств. Всего же до 2015 года планируется приобрести еще десять троллейбусов для перевозки инвалидов-колясочников.
Совсем не такой благостной видят картину сами инвалиды. На заседании общественного совета Сергей Киселёв (Ассоциация Молодых Инвалидов России «Аппарель») назвал город недоступным. В октябре в Калининграде прошёл международный чемпионат по футболу среди спортсменов-ампутантов. «Аппарельцы» проверили доступность и безопасность общественного пространства рядом со спорткомплексом «Янтарный» — и не обнаружили ни одного низкопольного (не имеющего ступеней) автобуса. Видимо, именно в дни чемпионата все десять спецмашин пустили по другим маршрутам. Сколько ни искали, не нашли ни одного водителя автобуса, не нарушающего правила перевозки пассажиров. Все без исключения высаживали пассажиров прямо на проезжую часть дороги, под колёса следом идущего транспорта. Редко в каком салоне объявляли остановки. Для незрячих и слабовидящих такая услуга — не роскошь, а необходимость. Большинство водителей активно пользуются радиоприёмниками. Громкая музыка заглушает объявляемые остановки, мешает взаимодействовать с сопровождающими, обращаться за помощью к кондуктору или пассажирам. Автобусные остановки не оборудованы должным образом: на чётной стороне улицы Согласия есть «карманы» и твердое покрытие, но нет дорожек.
Выходя из автобусов, люди оказываются на размокшей почве придорожных газонов.
На нечётной стороне остановки не имеют твердого покрытия, их уровень значительно ниже уровня подножки. При посадке будущие пассажиры оказываются опять-таки на придорожном газоне. Путешествовать там просто опасно. Причём всем. Тротуары частично отсутствуют, бордюры разного уровня, что создаёт препятствия для колясочников и незрячих. Для инвалидов первой группы СК «Янтарный» фактически недоступен.
Все перечисленные факты, уверен Сергей Киселёв, являются нарушением действующего законодательства. «Аппарельцы» направили материалы проверки в областную и городскую администрацию — для принятия мер. Как известно, обещанного три года ждут. Что ж, это лишний повод убедиться в неизбывной народной мудрости: молодые инвалиды три года подряд посылают письма главе города, в которых рассказывают о нарушениях на городском транспорте. Провели в городе эксперимент: из 40 автобусов правильно к остановке подъехали только 4. Нужны управленческие решения, а мы получаем только отписки, — сетует господин Киселёв. Общественники предлагают при проведении конкурсов в качестве основополагающего условия выдвинуть соблюдение правил. Пусть лакомые маршруты получает тот, кто вложил деньги в низкопольные автобусы и дисциплинированных водителей. И для строителей, сдающих объекты, также определить условие — подпись представителя общественной организации инвалидов под актом приёмки объекта. Предложение на первый взгляд фантастическое, но «аппарельцы» настроены добиваться своего.
…..
Совет поддержал эти предложения, дело за малым: претворить пожелания в жизнь, а слова — в дела.»