Тестируем Памятку для пассажиров-инвалидов
14 июня пользующийся креслом-коляской аппарелец, как и большинство горожан, добирался до работы на общественном транспорте. Для этого ему было необходимо пересечь почти весь Калининград. Ведь живет он возле клуба «Вагонка», а офис «Аппарель» расположен рядом с кинотеатром «Родина». Идея не казалась абсурдной — на официальном сайте городской администрации ( HYPERLINK "https://klgd.ru/" \t "_blank" klgd.ru ) уже почти год размещена специальная Памятка для пассажиров-инвалидов. Согласно этому документу, нужно выбрать маршрут движения и уточнить у диспетчера время прибытия низкопольного (без ступеней) автобуса удобного маршрута на ближайшую остановку. Просто? Не совсем…
До 10 утра сайт гор. администрации не работал. Поэтому наметить возможный маршрут и выяснить номера автобусов было невозможно. Только после 10 часов, ознакомившись с содержимым сайта, выяснилось,, что прямого автобуса между местом проживания и офисом нет Вернее, в действительности он есть (№5), но на сайте почему-то не указан. Наиболее удобный оставшийся автобусный маршрут №8. Звонок диспетчеру автопредприятия развеял появившуюся надежду - Автобус с этим номером курсирует совсем по другому маршруту. Из этого разговора случайно выяснилось, что автобусный маршрут №5 все-таки существует. Но неизвестно, есть ли на нем низкопольные машины. Радует доброжелательность этого диспетчера — только после 4-го уточняющего звонка выяснилось: «Был один низкопольный автобус№ 5, но сегодня он сломан, и принадлежит другому автопредприятию». Этот же диспетчер сообщает, что до нужной остановки из центра города едет автобус № 36. На этом маршруте есть низкопольный автобус, но ближайший прибудет только через 2 часа. Выбора нет — нужно как-то добраться до центра города и пересесть на автобус № 36 (может, всё-таки попадётся низкопольный) или любой другой, следующий до кинотеатра «Родина».
От дома до остановки — многочисленные колдобины не чиненного со времен войны тротуара. Водитель низкопольного автобуса № 9, видя подъезжающего к остановке колясочника, всё-таки закрывает двери и трогается с места. Очевидно, следующий не скоро. Через 30 минут ожидания низкопольного автобуса в сторону центра — обзвон с мобильного автопредприятий и транспортного управление гор. администрации. По всем номерам только гудки. Может. забыл номера? Нужно уточнить по 09 в телефонной гор. справке. Там отвечают, что такого автопредприятия в их базе нет! Подъезжает обычный автобус маршрута № 9. Пассажиры откликаются на призыв о помощи и помогают попасть в салон. Всего за 10 минут автобус доезжает до намеченного места пересадки. Но, как колясочнику выбраться из автобуса? Логично попросить кондуктора предупредить водителя не закрывать двери слишком быстро. Нет, кондукторша, конечно, не бранилась, но дала явно понять, что это исключительно не ее ума дело. Услышавшие такой ответ двое молодых мужчин, помогли переместиться на остановку. Ожидание пересадки на автобус №36 скрасил разговор с интеллигентного вида женщиной, которая сказала, что колясочнику одному добраться до центра Калининграда сродни подвигу. Ее дальнейшие слова о поездках на общественном транспорте как способе борьбы за свои права и хорошей альтернативе одинокому нытью у себя дома определенно прибавило сил. У приехавшего низкопольного автобуса № 36 заметна существенная разница между уровнем остановки и уровнем пола салона. Это не позволяет пассажиру на кресле-коляске самостоятельно заехать в салон и вынуждает просить помощь хотя бы одного человека. Теперь остаётся покрепче держаться за поручни и внимательно слушать объявления остановок. Вот только их названия совершенно ничего не говорят горожанину, проживающему в другом конце города. Для пассажира на кресле-коляске проехать нужную — дополнительные хлопоты. Автобус остановился в полуметре от края тротуара. Сердобольная пассажирка помогает попасть на маленький кусочек тротуара, где и коляска-то с трудом помещается. Последний отрезок путешествия – это преодоление высоченных бордюров и 20 минут интенсивного кручения колес.
В итоге поездка от дома до места работы заняла около 4 часов, из которых: 2 часа (с 9 до 11) ушло на поиск и уточнение необходимой информации, 1 час на ожидание автобусов, 40 минут на поездки в двух автобусах, еще 20-30 минут на преодоление на коляске расстояния от автобусной остановки до офиса.