15-18 декабря 2011г. собравшиеся в московской гостинице «Измайлово» представители общественных организаций инвалидов из 22 регионов России (от Якутска и Улан-Удэ до Калининграда) обсудили направления совместной работы по продвижению инклюзивных подходов в образовании. Все присутствующие - активные члены неформального сообщества единомышленников – Национальной коалиции «За образование для всех». Цель 4-х дневной рабочей встречи – подведение некоторых итогов функционирования Коалиции, выработка плана совместных дальнейших действия по повышению качества образования, развития и воспитания детей с инвалидностью.
Конвенция о правах инвалидов говорит, что основным механизмом реализации права людей с инвалидностью на образование является инклюзивное образование, то есть, совместное обучение всех людей, независимо от существующих у них отличий. В России более полутора млн. детей имеют специальные образовательные потребности, и для обеспечения каждому необходимых условий для получения образования в школах по месту жительства требуется существенная модернизация традиционной системы образования.
Особый интерес коллег-общественников вызвало их участие в организованном РООИ «Перспектива» и проходившем здесь же, круглом столе «Рекомендации и предложения по законодательным и политическим мерам в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». В мероприятии, также примяли участие и представители Министерства образования и науки РФ, московского Департамента образования, педагогического сообщества, московского Уполномоченного по правам ребенка, эксперты ЮНИСЕФ и другие заинтересованные лица. Собравшиеся обсудили отечественные практики реализации и перспективы развития инклюзивного образования; представили позиции неправительственных организаций инвалидов, а также государственных органов и прочих заинтересованных лиц по положениям проекта федерального закона «Об образовании в РФ», в части, регулирующей вопросы образования инвалидов; выработали рекомендации и предложения по законодательным и политическим мерам в сфере образования лиц с инвалидностью.
Двое вернувшихся из Москвы «аппарельцев» заметно пополнили багаж знаний об инклюзивном образовании, утвердились во мнении о полезности широкого обсуждения поднятых вопросов, узнали о повышающих качество образования инвалидов изменениях действующего законодательства, а также необходимости ратификации РФ Конвенции ООН «О правах инвалидов».