В понедельник, 12 марта, активисты-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» дали старт «Недели инклюзивного образования». Ежегодное проведение таких «недель на базе разных школ Калининграда уже стало доброй традицией. В нынешнем году, инициативу общественников поддержала школа №38, в которой и начались занятия по формированию у детей адекватного уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с их жизнью.
Первый день «недели» общественники начали с проведения игровых занятий с обычными учащимися в трех четвертых классах. В каждом классе такой необычный урок длился стандартные 45 минут и шел по одному сценарию: класс делился на три группы с каждой из которых ведущие КРО АМИ «Аппарель» в течении 10 минут проигрывали с детьми разные формы нарушений здоровья. А затем группы менялись местами и с новым ведущим проигрывали уже другой недуг. Поэтому четвероклашки до звонка на перемену успевали погрузиться в мир людей незрячих, неслышащих и плохо двигающихся.
Зачем активисты инвалиды КРО АМИ «Аппарель» прилагают усилия для организации и проведения таких занятий и почему они важны для школьников?
Люди с инвалидностью могут вызывать страх или даже отторжение у школьников. Однако, такие чувства возникают у ребенка только потому, что он ничего не знает о людях с инвалидностью. Для изменения ситуации детям нужно предоставить возможность познакомиться с этими людьми, и предложить им представить себя на их месте. Именно эти принципы лежат в основе школьных уроков, задача которых - сформировать у школьников толерантное отношение к людям с инвалидностью без страха и снисходительности. Дети через несколько лет станут членами общества, поэтому важно, чтобы они с ранних лет научились жить рядом людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. Главное, уроки дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться.
Тренеры-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» на каждом таком занятии рассказывают
– об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
– о правах и возможностях людей с инвалидностью, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
– о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.
Занятия «аппарельцев» заметно отличаются от обычных школьных уроков. На них используются интерактивные методы обучения: ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотры фильмов, конкурсы. Активное включение в игры и обсуждения дает ребятам возможность прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями. В ходе занятий тренеры-инвалиды используют наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и презентации, который позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления. Особенно важно, что занятия проводят молодые люди с различными формами инвалидности. Школьники имеют возможность формировать свое отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать различные реабилитационные приспособления. Самое главное – дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
Проведение таких занятий – это необходимый шаг к развитию совместного (инклюзивного) образования и созданию общества, которое на равноправных началах принимает всех, независимо от наличия инвалидности.
Результат первого дня «недели инклюзивного образования»: около 70 четвероклашек в противовес отрицательным стереотипам и мифам, получили правдивую информацию о детях и людях с инвалидностью, а также получили импульс к совместным играм и созданию новых отношений со своими сверстниками и одноклассниками с инвалидностью.
Данное мероприятие проведено в рамках межрегионального социального проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» на средства благотворительного пожертвования РООИ «Перспектива» (г. Москва) Европейского Союза. При желании, флаг ЕС.