В четверг, 15 марта, третий день «Недели инклюзивного образования» в 38 школе Калининграда провели активисты с инвалидностью из КРО АМИ «Аппарель». На этот раз общественники вовлекли учащихся восьмых классов в проводимые занятий по формированию адекватного, уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с их жизнью.
Тренеры с инвалидностью из КРО АМИ «Аппарель» на каждом таком занятии рассказали
– об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
– о правах и возможностях людей с инвалидностью, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
– о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.
И хотя тематика нынешнего и предыдущих занятий в этой школе одинакова, но с более взрослыми ребятами по-иному подавался материал и по-иному строилась работа с ними. В целом, на сегодняшнем занятии говорилось о существующих физических, социальных и психологических барьерах, которые мешают людям с инвалидностью быть полностью включёнными в наше общество.
Зачем активисты с инвалидностью из КРО АМИ «Аппарель» прилагают усилия для организации и проведения таких занятий и почему они важны для школьников?
Люди с инвалидностью могут вызывать страх или даже отторжение у школьников. Однако, такие чувства возникают у ребёнка только потому, что он ничего не знает о людях с инвалидностью. Для изменения ситуации тренеры с инвалидностью из КРО АМИ «Аппарель» предоставили детям возможность познакомиться с этими людьми, и предложили им представить себя на их месте.
Подростки уже через несколько лет станут членами общества, поэтому важно, чтобы они с ранних лет научились жить рядом с людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. Главное, проведённый урок дал осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться. Учащиеся осознают, что все люди разные, и каждый ценен по-своему.
Противодействуя отрицательным стереотипам и мифам о детях с инвалидностью, усилия общественников способствуют совместным играм и создание новых отношений между детьми с инвалидностью и их одноклассниками без инвалидности.
Занятие «аппарельцев» с восьмиклассниками заметно отличалось от обычных школьных уроков. На нём использовались интерактивные методы обучения: ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотры фильмов. Активное включение в игры и обсуждения дало ребятам возможность прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями. В ходе занятий тренеры с инвалидностью использовали наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и презентации, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления. Особенно важно, что занятия проводят молодые люди с различными формами инвалидности. Школьники имеют возможность формировать своё отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать различные реабилитационные приспособления. Самое главное – дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
Проведение таких занятий – это необходимый шаг к развитию совместного (инклюзивного) образования и созданию общества, которое на равноправных началах принимает всех, независимо от наличия инвалидности.
Результат третьего дня «недели инклюзивного образования»: около 50 восьмиклассников в противовес отрицательным стереотипам и мифам, получили правдивую информацию о детях и людях с инвалидностью, а также получили импульс к совместным играм и созданию новых отношений со своими сверстниками и одноклассниками с инвалидностью. Всего мероприятиями в 38 школе охвачено уже около 210 учащихся.
Данное мероприятие проведено в рамках межрегионального социального проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» на средства благотворительного пожертвования РООИ «Перспектива» (г. Москва).