Во вторник, 22 мая, представители КРО АМИ «Аппарель» рассказали послу ЕС в России Маркусу Эдерер о некоторых результатах своих усилий продвижения инклюзивного образования для школьников с инвалидностью.
Весной 2016 года активисты-инвалиды калининградской КРО АМИ «Аппарель» при поддержке московских партнёров-общественников начали совместную работу в трёхлетнем проекте «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне». Деятельность по данному проекту, кроме Калининградской области, реализуется в 15 регионах нашей страны при информационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
Работа направлена на повышение эффективности реализации на местном уровне нового российского законодательства и регламентирующих документов, которые гарантируют право на инклюзивное образование всем детям с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, ведущее к полному включению детей с инвалидностью в общество. Благополучателями проекта стали прежде всего дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. Но также и их учителя, одноклассники и родственники.
Вот только некоторые результаты деятельности калининградской КРО АМИ «Аппарель» в этом направлении:
1). Команда по инклюзивному образованию действует в Калининграде на базе КРО АМИ «Аппарель», являющейся членом Национальной Коалиции «За образование для всех». Члены команды «Аппарель» прошли подготовку к деятельности по проекту и познакомились с опытом внедрения инклюзивного образования и сотрудничества с правительственными организациями, а также с бизнес-сообществом. В частности, по следующим темам: лучшие способы сотрудничества с представителями местных органов власти, с сотрудниками центров ППМП и учителями; применение нового законодательства в области инвалидности, включая новые образовательные стандарты для учащихся с инвалидностью; обучение молодёжи на местах проведению тренингов по пониманию инвалидности; обучение проведению оценки школы, включая аудит доступности школы.
2). К информационно-просветительским вебинарам «аппарельцы» привлекли и членов своей команды, а также учителей школ, сотрудников школьных администраций, центров ППМП для обмена методиками, идеями и вопросами. На вебинарах были рассмотрены следующие темы: оценка школ; оценка доступности; проведение тренингов по пониманию инвалидности; методики включения детей с инвалидностью в общеобразовательные школы, включая детей с нарушениями зрения и интеллектуальной инвалидностью; сотрудничество с членами бизнес-сообщества; сотрудничество с работниками местных бизнесов; разработка и проведение мероприятий по привлечению средств; организация совместных мероприятий и клубов для детей с инвалидностью и без, и т.д.
3). Созданная КРО АМИ «Аппарель» и активно действующая рабочая группа по инклюзивному образованию - углубляет партнёрские отношения «Аппарель» с представителями местных органов власти и школьных администраций с целью развития и тестирования систем/механизмов продвижения инклюзивного образования. Команда «аппарельцев» тесно сотрудничает со школами, центрами ППМП и сотрудниками департаментов образования в целях реализации большинства мероприятий проекта.
4). Активисты-инвалиды и лидеры из числа родителей и волонтёров проводят тренинги и обеспечивают консультациями родителей, педагогов, сотрудников школьных администраций и специалистов Калининграда, чтобы они приобрели инструменты и навыки, необходимые для продвижения равноправного доступа к образованию для всех детей; они проводят оценки доступности школ и центров ППМП, а также поддерживают предоставление качественных услуг, удовлетворяющих нужды учащихся с инвалидностью.
5). Команда «аппарельцев» ежегодно проводит десятки занятий с сотнями школьников по пониманию инвалидности. Учебные планы основаны на тренингах, которые «Аппарель» уже ранее проводила для учащихся и учителей в рамках предыдущих проектов в области инклюзивного образования. Темы включают: права людей с инвалидностью, включая право на инклюзивное образование, этикет, правильная терминология, стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, обсуждение барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, и как их преодолеть. Здесь ребята узнают о мифах, ошибочных представлениях и стереотипах в отношении людей с инвалидностью, об использовании правильной терминологии и инвалидном этикете и, что наиболее важно, узнают о широком спектре возможностей, которыми обладают люди с инвалидностью.
6) Родители получают информацию о работе центров ППМП и о том, как пользоваться их услугами.
7). Через встречи Клуба подростков с инвалидностью Команда «аппарельцев» вовлекает в деятельность по проекту подростков с инвалидностью и их родителей, людей с инвалидностью, педагогов, сотрудников школьных администраций и специалистов. Совместно с такими подростками «Аппарель» организует проведение оценки школ и обмен опытом на вебинарах, фестивалях передовых методик, специальных днях, информировании через истории успеха и т.д. Для улучшения их навыков общения и выступления проводятся тренинги на следующие темы: эффективные навыки выступления, ведения переговоров, построения команд, разрешения конфликтов и т.д.
8). Команда «аппарельцев», ежегодно проводят в Калининграде акции, направленные на повышение информированности общества об инклюзивном образовании и услугах в этой области. Совместно со всеми партнёрами-общественниками ежегодно и одновременно КРО АМИ «Аппарель» организуют в 15 регионах Недели инклюзивного образования. Московские координаторы проекта оказывают поддержку таким мероприятиям и подсказывают как лучше подчеркнуть преимущества инклюзивного образования во время мероприятий, а также как наилучшим образом взаимодействовать со СМИ. Например, проводятся показы фильмов – участников кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров».
9). Для повышения осведомлённости членов бизнес-сообщества в вопросах инвалидности и привлечения персонала компаний к деятельности по проекту, команда «аппарельцев» подготавливает и проводит тренинги по пониманию инвалидности и этикету для их персонала. Эти тренинги посвящены подходу к правам и социальной модели инвалидности, и ограничениям, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при взаимодействии с обществом, окружающими людьми и организационными структурами. Темы тренингов включают: мифы и стереотипы, поведенческие и физические барьеры в отношении людей с инвалидностью и способы их преодоления; этикет инвалидности, использование верной терминологии; физическая доступность и специальное оборудование рабочего места. Тренинги сопровождаются демонстрацией ключевых информационных материалов и видео, объединяющих и отражающих наиболее распространённые проблемы соискателей с инвалидностью. Персонал компаний улучшает понимание проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, может оказывать больше специализированных услуг для людей с инвалидностью, и приобретает мотивацию заниматься волонтёрской и иной деятельностью, участвовать в общественных акциях, включая поддержку местных инклюзивных школ. Местные предприятия принимают участие в деятельности проекта, предоставляют посильную поддержку, проводят тренинги для детей, организуют профориентационные экскурсии для детей по своим компаниям, чтобы они могли познакомиться с персоналом и узнать о том, как работает компания.
Предприятия Калининградской области постепенно расширяют спектр услуг, адаптированных для людей с инвалидностью и делают свои кампании более открытыми для общественных организаций инвалидов и инклюзивных школ.
Встреча с Послом ЕС в России - господином Маркусом Эдерер состоялась в рамках межрегионального социального проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» на средства благотворительного пожертвования РООИ «Перспектива» (г. Москва).