В пятницу, 29 марта, в школе № 28 Калининграда (улица Суворова, 35) прошёл III областной Фестиваль инклюзивных практик. После открывших Фестиваль Приветственных слов его организаторов, с презентацией «интерактивная перемена» выступила педагог школы №1 Казани О. С. Файзуллина. Из своего города общаясь с калининградской аудиторией в формате скайп-конференции, Ольга Сергеевна поведала как простые приёмы и совсем несложные усилия педагогов превратили обычные школьные перемены в единое общешкольное инклюзивное пространство развития и воспитания разных детей. Это выступление задало тон всему Фестивалю, показав, что усилия педагогов по коррекции тогда наиболее успешны, когда закрепляются заинтересованным взаимодействием разных сверстников.
19 презентаций и 7 мастер-классов от опытных педагогов и специалистов сферы образования представили лучшие наработки из самых разных уголков Калининградской области. С презентациями удачного опыта и методиками познакомились около 150 участников: педагогов и специальных педагогов, сотрудников администраций общеобразовательных школы, родителей детей с инвалидностью. Кроме Калининграда, здесь присутствовали и представители учреждений образования городов Балтийск, Гурьевск, Неман, Светлогорск, Полесск, Советск, Гвардейск, Гусев, Мамоново, Ладушкин, а также посёлков Взморье, Сосновка, Озерки, Комсомольск, Донское, Нивенское, Добрино, Большаково, Владимирово, Низовье, Партизанское.
Фестиваль посодействовал выявлению перспективных практик в организации образовательной деятельности непосредственно в инклюзивном образовании – это и технологии сопровождения детей разной нозологии, и новые практики в сопровождении детей с инвалидностью в инклюзивном пространстве, и особенности организации предметно-пространственной среды в инклюзивном процессе. Особую заинтересованность и живой отклик на демонстрируемые презентации выражали школьные педагоги, сами реализующие инклюзивный подход в своей работе.
В чем же польза инициативы инвалидов-общественников?
III областной Фестиваль инклюзивных практик:
- Выявил и посодействовал распространению лучших практик и технологий инклюзивного образования, способствующих решению задач успешного включения в образовательный процесс обучающихся с инвалидностью
- Выявил инновационные решения организации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях
- Выявил лучшие практики использования современных образовательных технологий в инклюзивном образовании
- Продемонстрировал лучшие технологий организации образовательного процесса в инклюзивной школе
- Повысил уровень профессиональной компетентности педагогических работников в области современных технологий организации инклюзивного образования
- Повысил престиж инклюзивного образования.
Завершая Фестиваль и благодаря собравшихся, его организаторы из школы №28 и КРО АМИ «Аппарель», пригласили всех заинтересованных к участию в следующем Фестивалю в 2020 году. Все увеличивающийся интерес к этой теме, из года в год, подтверждаемый увеличивающимся числом участников, доказывает важность продолжения содействия эффективной реализации нового российского законодательства и регламентов, гарантирующих право на инклюзивное образование каждому ребёнку с инвалидностью и поддержки полного его включения в образовательное пространство.
Фестиваль проведён с использованием средств благотворительного пожертвования РООИ «Перспектива» (г. Москва) и с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в рамках проекта «Школа для всех».
Газета Страна Калининград https://strana39.ru/ :
Готовы ли учителя и родители к инклюзии?
Калининградские педагоги поделились опытом работы с детьми-инвалидами и их здоровыми сверстниками
На прошлой неделе в Калининграде прошёл областной фестиваль инклюзивных практик.
На нем педагоги из детских садов и школ со всей области делились друг с другом опытом и идеями. Многие преподают в классах, где учатся здоровые дети и ребята с инвалидностью, и не понаслышке знают, как много возникает проблем. И какой может быть прогресс, если их решить.
У учителей шок
Фестиваль уже в третий раз организовывает «Аппарель» – ассоциация молодых инвалидов.
– В школе №28 собралось 150 человек – из городов и поселков, из крупных и маленьких школ и садиков. Тема инклюзии сегодня актуальна, но все ещё находится на начальном этапе: часто дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) попадают в спецклассы и редко контактируют с обычными сверстниками. А именно это взаимодействие развивает и даёт многое всем сторонам, – рассказал Сергей Киселев, директор «Аппарели».
И тут мы, конечно, не уникальны: похожая ситуация по всей стране. Но важно, что есть желание ее изменить.
– По закону все дети имеют право на образование. Но, чтобы обеспечить его инвалидам в общеобразовательной школе, требуются условия – адаптированные программы, дефектологи, логопеды, тьюторы. В нашей школе, как и в ещё пяти образовательных учреждениях Казани, есть ресурсные классы: туда ходят дети с ограничениями по здоровью — параллельно с учёбой в обычных классах. Но это лишь небольшая капля в море: я проводила опрос среди 100 учителей, и четверть из них сказала, что дети с ОВЗ не должны учиться в общих школах, а две трети признались, что испытывают шок и страх, если такой ребёнок приходит в класс. Так что впереди долгий путь, – поделилась опытом во время онлайн-выступления Ольга Файзуллина, педагог школы № 1 в Казани. – На фестивале я представила проект «Интерактивная перемена»: каждое утро в 10 часов детки-аутисты и их сверстники вместе танцуют, играют. Так ребята с проблемами учатся контактировать, здоровые дети — понимать, что все разные и отношения можно выстраивать различными способами. А учителя видят, что, какой бы диагноз ни был у ребёнка, он остаётся человеком, который нуждается во внимании и понимании.
Театр в помощь
На мастер-классах калининградские педагоги представляли свои разработки. Людмила Щербак, педагог д/с № 10, рассказала о том, что использует театральную деятельность, чтобы социализировать малышей с тяжёлыми нарушениями здоровья. С ними работают не только воспитатель и помощник, но и дефектолог, психолог, логопед.
В одной из групп в садике почти все дети не говорят (это аутисты, даунята).
И до готовой сценки у них проходит долгий путь: сначала просто привыкают к звукам, потом учатся ориентироваться в пространстве зала, играть на инструментах, танцевать. Детям с задержкой психического развития из другой группы выправить речь (а многие там тоже не говорят) помогает пение.
Ангелина Березовская из школы № 28 поделилась опытом работы в творческой мастерской «Особые поделки», куда приходят дети с ОВЗ и школьники, которые занимаются по обычным программам.
– Через занятия с глиной, бисером и другими материалами идёт развитие мелкой моторики. Опять же ребята общаются: помогают друг другу, если кто-то не может справиться с задачей. Готовые изделия авторы показывают на школьных ярмарках, – говорит Ангелина Березовская.
В магазин как на урок
Светлана Прищ из Добринской школы рассказала, что в её классе из 29 детей 12 – с тяжёлыми заболеваниями, в том числе с ДЦП. И таких с каждым годом становится все больше.
– В 2010 году я стала классным руководителем в первом коррекционном классе. И мои ученики успешно окончили основную школу, поступили в колледжи и получили профессию, – рассказала Светлана Прищ. – Работа начинается ещё до того, как дети придут в 1-й класс. Будущих первоклашек мы собираем в летнем лагере, так у педагогов есть возможность с ними заранее познакомиться и разработать программу. Ведь, к примеру, к гиперактивным детям нужен совсем другой подход: они не могут вовремя включиться в урок, им все быстро становится неинтересным. Если решить, что дефицит внимания — не особенности функционирования головного мозга, а просто лень, и посадить такого ученика на последнюю парту, он вообще выпадет из среды. И это приведёт к огромным проблемам.
Интересную идею показала студентка четвёртого курса пединститута БФУ им. И. Канта Екатерина Тимошевская.
– В 2016 году на базе детской областной больницы стартовал проект «Illuminate your day». Мы проводим занятия по предмету «окружающий мир» с детьми 1–4-х классов, которые длительное время находятся в палатах. Не только даём им информацию, но и занимаемся творчеством — рисованием, лепкой, разными нетрадиционными техниками (например, создаём картины с помощью мыльных пузырей и мастерим гербарии из сухоцветов), – объясняет Екатерина.
Взяли коллеги на вооружение и идею Елены Яценко из школы-интерната в пос. Сосновка.
– Для своих учеников, страдающих аутизмом, я придумала проект «Книга покупок»: учу их составлять простой алгоритм – список покупок в магазине (его они смогут использовать и в других ситуациях), самостоятельно распоряжаться деньгами и приобретать нужные товары. Для нас — ежедневная простая задача, но для них — серьёзное испытание. С одной стороны, это важный практический навык. С другой — элемент социализации, – делится Елена Яценко. – Прежде чем идти в магазин, мы разбирались с деньгами, обсуждали, какие продукты вредные, а какие полезные. Сходили с родителями на экскурсию в супермаркет, где нам выделили для нашего эксперимента отдельную кассу.
Общение разных детей помогает развиваться всем и приобретать важный жизненный опыт
Из ста опрошенных преподавателей две трети признались, что боятся ребёнка-инвалида в своём классе.