Аппарель
Проверили доступность автобусов

Проверили доступность автобусов

В понедельник, 21 мая, двое представителей КРО АМИ «Аппарель» приняли участие в проверке возможности проезда инвалидов в городском общественном транспорте Калининграда. График таких проверок «обеспечения водителями автобусов и троллейбусов возможности посадки в транспортное средство инвалидов и других маломобильных групп населения в период с апреля по ноябрь 2019 года» утверждён 28.02.2019 года решением комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в городском округе «Город Калининград».

На остановки возле знаменитых калининградских «быков» к 10 часам утра собралась весьма представительная комиссия: сотрудники городских Управления соцзащиты и транспортного отдела, четверо общественников и руководитель проверяемой транспортной кампании-перевозчика автобусного маршрута №48 («ВестЛайн»). Помятуя о смелости сотрудницы транспортного отдела, на прошлой такой проверке (25.04.2019) надевшей на глаза повязку и вместе с другим незрячим прочувствовавшей все прелести поездки на автобусе вслепую, тотально незрячий председатель КРО АМИ «Аппарель» предложил и нынешнему сотруднику того же отдела также надеть такую повязку и повторить подвиг коллеги и попробовать себя в качестве маломобильного пассажира. Однако, такое предложение было отклонено. Поэтому, посадку в подъехавший автобус маршрута 48 осуществляли лишь двое маломобильных пассажиров - один тотально незрячий Сергей и одна Татьяна на кресле-коляске.

Очевидно, что заметив внушительную группу солидно одетых проверяющих во главе с заместителем руководителя всех автобусов этого маршрута, водитель с кондуктором действовали корректно и оперативно. Тем более, что члены комиссии весьма энергично и громко общались с ними по поводу помощи таким пассажирам. Общеизвестно, что водители автобусов не особо замечены в стараниях близко подъехать к краю тротуара и, тем самым, максимально обезопасить от возможных травм и создать удобство пассажирам при входе и выходе. Но здесь все пошло совсем иначе. Автобус, несмотря на неудобство парковки на занятом легковыми машинами «кармане», ловко маневрируя необычно близко подъехал к самому краю тротуара. Татьяне на кресле-коляске быстро выдвинули пандус, помогли въехать внутрь к специальному месту. То же самое произошло и на другой остановке, при высадке Татьяны.

А вот у незрячего пассажира поездка прошла совсем по-другому. Услышав, что автобус уже подъехал, он на слух не смог определить сколько и какие машины в этот момент стоят на остановке и в каком именно месте «кармана» остановился нужный ему автобус. Далее, нащупав тростью его борт, незрячий медленно двинулся вдоль него, тростью, руками и на слух пытаясь определить расположение дверей и стараясь попасть в первую - где размещены места для инвалидов. Выбежавшая на тротуар кондуктор помогла ему войти в салон и провела до свободного места. Однако, не положив руку незрячего пассажира на спинку его сиденья, кондуктор не дала ему понять как именно оно расположено. Введённый в заблуждение, незрячий неожиданно чуть не свалился, пытаясь прислониться к несуществующей спинке сиденья. Вместо ожидаемой спинки сиденья оказалось пустота и сиденье соседнего кресла. Напрягшись от неожиданной опасной ситуации, незрячий стал вслушиваться в звуки вокруг, стараясь не пропустить объявление нужной ему остановки. «Скоро Ваша остановка и я помогу Вам выйти» произнёс голос рядом. Кто это был и кому адресована прозвучавшая фраза незрячий определить не смог. Ведь первые места в автобусе предназначены для маломобильных пассажиров. Вполне вероятно, что на них сидели люди, и, вполне возможно, тоже с серьёзными формами инвалидности. Может кто-то из них хотел выйти, а кто-то другой хотел этому человеку помочь. Как оказалось, это была кондуктор, а её фраза предназначалась незрячему. В ещё двигающемся автобусе Заранее подняв этого пассажира с сиденья, ни разу не предложив взяться (не направив руку) на поручни, постоянно держаться за которые настоятельно рекомендуется всем пассажирам во избежания падения во время движения, кондуктор повела его к первой двери. Ухватив незрячего за обе руки и, тем самым, лишив его возможности и взяться за поручни и пользоваться тростью для определения расстояния до края тротуара, кондуктор никак не комментируя происходящее вывела пассажира на тротуар.

В рабочем режиме, расположившись прямо на остановке, члены комиссии подвели результаты проверки посадки пассажиров с инвалидностью в автобус маршрута №48. Пользующаяся креслом-коляской Татьяна, уже 3 года участвующая в подобных проверках, особых замечаний по своей поездке не высказала. Лишь упомянула об отсутствии на экране монитора автобуса текстовых названий остановок для не слышащих пассажиров. Представители же КРО АМИ «Аппарель» на данном примере чётко описали присутствующим барьеры, затрудняющие незрячим пользоваться городским общественным транспортом:

  1. Незрячим трудно определить расположение на остановке нужного автобуса, паркующегося в самых разных её местах.
  2. Кондуктора не знают как разговаривать с незрячими пассажирами, как помогать им найти свободное сиденье и безопасно усесться на него и как вести их по салону. 

Прощаясь и благодаря за приглашение к участию в таких проверках, представители КРО АМИ «Аппарель» повторили сказанное в прошлый раз: более объективны были бы проверки, проводимые в формате «тайного пассажира».

В ходе данной проверки активисты-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» использовали наработки проекта 2018 года «Янтарный и футбольный край – доступный и комфортный всем» осуществленного с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Опрос
Хотите помочь?
Вы можете сделать разовый взнос или помогать периодически (ежеквартально, ежемесячно).

Нам важна любая сумма: и 300 и 100 и 50 рублей будут приняты с благодарностью. Но если у Вас есть возможность внести большую сумму – скажите Да!