Что мешает людям с ограниченными физическими возможностями стать родителями.
Без сомнения, для всех родителей самым главным является то, чтобы их ребенок был здоров и счастлив. С самого рождения малыша и до глубокой своей старости они волнуются, переживают за своего сына или дочь. И хотя те уже сами имеют детей, состарившимся матери и отцу все равно хочется чем-то помочь, оградить своих чад от возможных несчастий. Порою это желание перерастает в гиперопеку, которая приводит к взаимному непониманию между поколениями.
Ситуация выглядит гораздо сложнее, если в семье воспитывается ребенок-инвалид. Конечно, с самого детства он окружен любовью и вниманием близких, пожалуй, даже больше своих сверстников, не имеющих физических недостатков. Близкие вкладывают в своего больного ребенка всю свою любовь, отдают ему все сердце. Желание оградить его от всех жизненных невзгод, несомненно, свойственно и им.
Однако идут годы, и маленький инвалид постепенно становится подростком. Сам возраст побуждает его как-то заявить о себе, своих способностях, стремлении вести активный образ жизни. Чаще всего это происходит с помощью творчества, так как эта область человеческой деятельности, как считается, единственная доступная инвалидам.
Но многие ребята-инвалиды, как и большинство людей на Земле, не имеют способностей заниматься каким-либо видом искусства. Зато они нередко наделены высоким интеллектом и, конечно, испытывают потребность его реализовать. Получив среднее образование, они, как и остальные ровесники, мечтают о большем: о высшем образовании, любимой профессии, мечтают о том, как выйдут в люди и станут уважаемыми членами общества. Как и большинство серьезных молодых людей, инвалиды - выпускники вузов пытаются начать свою профессиональную деятельность и параллельно устроить личную жизнь. Люди с ограниченными физическими возможностями могут добиться всего, чего добиваются остальные члены общества. Разница лишь в том, что им нужно приложить для этого больше усилий.
Но здесь возникает совершенно неожиданная проблема - гиперопека родителей. С одной стороны они, конечно, рады успехам своего сына или дочери, но с другой никак не могут поверить в то, что перед ними уже не ребенок, а ЛИЧНОСТЬ. И вот здесь кроется извечный вопрос взаимоотношений поколений. Родители, к сожалению, зачастую не верят в будущее своих детей, как совершенно обычных членов общества, постоянно задаваясь вопросом: "А что же будет с нашим ребенком, когда нас не станет?".
Молодой инвалид, как уже сказано, думает о своем будущем и ищет пути решения своих проблем. Но все же поначалу он не может совершенно самостоятельно достичь желаемого, и ему требуется помощь. Естественно, человек с ограниченными физическими возможностями обращается за ней к самым близким людям, но, увы, порой натыкается на непонимание. Неверное понимание родителями сути инвалидности своих детей ведет ко многим конфликтным ситуациям.
К примеру, молодой инвалид узнает о каком-то новом законе или постановлении и обращается за советом к отцу или матери, но они, выросшие и воспитанные в обществе, в котором законы фактически не работали, отговаривают своего отпрыска от сомнительных, на их взгляд, нововведений. "Ты же фактически не знаешь жизни, ты неопытен. Это на бумаге закон выглядит так гладко и хорошо, а в жизни все по-иному" - таков
смысл подобных разговоров. Авторитет родителей настолько велик, что под его давлением молодой человек с ограниченными физическими возможностями ничего не находит лучшего, как закрыть спорную тему, чтобы не идти на конфликт.
То же самое происходит и в вопросах личной жизни. "Даже не вздумай рожать детей, хватит нам одного инвалида в семье", - слышит молодая девушка с физическими недостатками. Говоря эти слова, родители находятся в плену ложного понимания вопроса об инвалидности. И снова, как и в первом случае, происходит разговор, преследующий цель убедить девушку, что ей стоит, как говорится, десятой верстой обходить молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Однако родители, к сожалению, не всегда знают, что инвалидность сама по себе не может передаваться по наследству, если речь не идет о заболеваниях, имеющих генетическую природу.
Здесь нельзя торопиться с выводами, обвиняя родителей в желании подавить инициативу детей, или сетовать на то, что молодые инвалиды не могут отстоять свои права. К сожалению, на протяжении многих десятилетий в нашей стране не проводилось никакой психологической реабилитации с молодыми людьми, в семьях которых родился ребенок-инвалид. И они оставались со своей бедой фактически один на один, самостоятельно справляясь с ней и привыкая к мысли, что их ребенок не такой, как у всех. Эта мысль, к сожалению, настолько прочно входит в их сознание, что они зачастую не могут воспринимать собственных детей адекватно их возрасту.
Если же посмотреть на этот конфликт со стороны молодых людей с ограниченными физическими возможностями, то роль родителей в их жизни намного больше, чем в жизни остальной молодежи. Мать и отец для многих из них являются ногами и руками, причем не в фигуральном, а в прямом смысле, что постепенно вызывает чувство абсолютной зависимости и боязнь вступать в спор. Для таких ребят слово матери или отца имеет силу истины в последней инстанции, противоречить которому не следует.
Вот и получается, что самые близкие люди, благодаря которым человек появился на свет, кто так его любит, и не подозревают, что их гиперопека, становится серьезным препятствием на пути счастья детей. Проведя беседу и надавив на авторитет, близкие люди могут добиться того, что молодой человек откажется от своей мечты, которую, может, с детства хранил в потаенном уголке сердца. А девушка под давлением аргументов соглашается с тем, что ей нельзя иметь детей.
Задача молодых людей в данной ситуации состоит в том, чтобы без грубости, спокойно доказать родителям свою правоту, не позволяя себя раздавить. И тот, кому это удастся, обязательно станет известным специалистом в желаемой области человеческой деятельности, и настанет день, когда слово "папа" или "мама" он услышит в свой адрес.
Дмитрий Королецкий, пресс-секретарь организации "Ассоциация молодых инвалидов "Аппарель"