В понедельник, 12 марта, активисты-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» дадут старт «Недели инклюзивного образования». Стало традицией ежегодное проведение таких «недель на базе разных школ. В нынешнем году, выбрана школа № 38, которая станет опорной площадкой для серии уроков по формированию адекватного уважительного отношения к людям с инвалидностью и ознакомлению с их жизнью. А начнут общественники – с проведения трёх игровых занятий с обычными учащимися четвёртых классов. Во второй день «Недели» подобные занятия пройдут в трёх других четвёртых классах. А в последующие дни участниками «уроков по пониманию инвалидности» станут восьми- и девятиклассники. И хотя тематика занятий одинакова, но в зависимости от возраста ребят по-разному подаётся материал и по-разному строится работа с ними. В целом, на этих занятиях будет говорится о существующих физических, социальных и психологических барьерах, которые мешают людям с инвалидностью быть полностью включёнными в наше общество.
Зачем активисты инвалиды КРО АМИ «Аппарель» прилагают усилия для организации и проведения таких занятий и почему они важны для школьников?
Люди с инвалидностью могут вызывать страх или даже отторжение у школьников. Однако, такие чувства возникают у ребёнка только потому, что он ничего не знает о людях с инвалидностью. Для изменения ситуации детям нужно предоставить возможность познакомиться с этими людьми, и предложить им представить себя на их месте. Именно эти принципы лежат в основе школьных уроков, задача которых - сформировать у школьников толерантное отношение к людям с инвалидностью без страха и снисходительности. Дети через несколько лет станут членами общества, поэтому важно, чтобы они с ранних лет научились жить рядом с людьми, имеющими отличные от них потребности, принимать и понимать их. На занятиях по пониманию инвалидности школьники знакомятся со множеством неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «инклюзивное образование», «толерантность» и т.д. Главное, уроки дают осознание того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться. Учащиеся осознают, что все люди разные, и каждый ценен по-своему.
Тренеры-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» на каждом занятии рассказывают
– об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
– о правах и возможностях людей с инвалидностью, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
– о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.
Это повышает информированность о преимуществах совместного обучения, противодействует отрицательным стереотипам и мифам о детях с инвалидностью, а также способствует совместным играм и создание новых отношений между детьми с инвалидностью и их одноклассниками без инвалидности.
Занятия «аппарельцев» заметно отличаются от обычных школьных уроков. На них используются интерактивные методы обучения: ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотры фильмов, конкурсы. Активное включение в игры и обсуждения дает ребятам возможность прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями. В ходе занятий тренеры-инвалиды используют наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и презентации, который позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления.
Особенно важно, что занятия проводят молодые люди с различными формами инвалидности. Школьники имеют возможность формировать своё отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать различные реабилитационные приспособления. Самое главное – дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
Проведение таких занятий – это необходимый шаг к развитию совместного образования и созданию общества, которое на равноправных началах принимает всех, независимо от наличия инвалидности.
Ожидаемый результат проведения КРО АМИ «Аппарель» - «Недели инклюзивного образования»: около 300 учащихся школы №38 всего за 45 минут, в интерактивной форме проигрывая различные ситуации, схожие с нарушениями здоровья их сверстников с инвалидностью, а также просматривая мультипликационные фильмы и короткометражные киноленты, разбирая причины рискованного поведения и последствия инвалидности, убедятся в приемлемости равного участия их сверстников с инвалидностью не только в процессе школьного обучения, но и в любых детско-молодежных мероприятиях и программах.