В четверг, 25 августа, трое инвалидов-аппарельцев проверили безопасность и удобство проезда маломобильных пассажиров в городских автобусах Калининграда. График таких проверок «обеспечения водителями автобусов и троллейбусов возможности посадки в транспортное средство инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждён решением комиссии по координации формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в городском округе «Город Калининград». При этом аппарельцы выступили как волонтёры, не получающие никакого вознаграждения за оказываемые услуги.
А зачем КРО АМИ «Аппарель» — это нужно?
Уже 23 года аппарельцы при каждом удобном случае напоминают городским и региональным властям о важности и законности улучшения доступности и безопасности объектов и сервисов для маломобильных граждан. В последние 5 лет инвалиды-общественники, мотивируя незрячих подопечных на самостоятельное передвижение по городу, обучают их пользованию тростями и пешеходными навигационными приложениями к смартфонам. Однако, всё ещё редко можно встретить на улицах и в транспорте самостоятельно передвигающихся незрячих людей. Своё нежелание выходить из дома они зачастую обосновывают личным опытом несправедливого и недостойного отношения к себе. Поэтому аппарельцам своим волонтёрским трудом приходится помогать городским властям улучшать работу общественного транспорта.
В это утро на остановки возле знаменитых калининградских «быков» к 10 часам собралась весьма представительная комиссия: сотрудники городских Управления соцзащиты и транспортного отдела, трое общественников и руководитель проверяемой транспортной кампании-перевозчика автобусного маршрута №18. Посадку в подъехавший автобус маршрута 18 осуществляли двое маломобильных пассажиров – тотально незрячая Динара с собакой-поводырём и имеющий нарушения двигательного аппарата Виталий. Очевидно, что, заметив внушительную группу солидно одетых проверяющих во главе с заместителем руководителя всех автобусов этого маршрута, водитель с кондуктором постарались не ударить в грязь лицом. Посадка и высадка, как и сама поездка прошли без серьёзных недочётов. Тем более, что проверявшие вышли уже на следующей остановке.
В рабочем режиме, расположившись прямо на остановке, члены комиссии подвели результаты проверки.
Волонтёры-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» на данном примере чётко описали присутствующим барьеры, затрудняющие незрячим пользоваться городским общественным транспортом:
Незрячим трудно определить расположение на остановке нужного автобуса, паркующегося в самых разных её местах.
Незрячим опасно сходить с тротуара на дорогу и заходить в автобус, останавливающийся вдалеке от бордюра тротуара.
Кондуктора не знают, как взаимодействовать с незрячими пассажирами, как помогать им найти свободное сиденье и безопасно усесться на него и как вести их по салону к выходу.
Прощаясь и благодаря за приглашение к участию в таких проверках, волонтёры-инвалиды КРО АМИ «Аппарель» повторили сказанное в прошлый раз: более объективны были бы проверки, проводимые в формате «тайного пассажира».